Спортивные секции и дополнительные программы
По своему воздействию спортивные игры являются наиболее комплексным и универсальным средством развития психомоторики человека.
Специально подобранные игровые упражнения, выполняемые индивидуально, в двойках, в тройках, командах, подвижные игры и задания с мячом создают неограниченные возможности для развития, прежде всего координационных способностей (ориентирование в пространстве, быстрота реакций и перестроения двигательных действий, точность дифференцирования и оценивания пространственных, силовых и временных параметров движений, способность к согласованию отдельных движений в целостные комбинации).
Сутью и особенностью спортивных игр являются мгновенная смена ситуаций, необходимость принимать решения в кратчайшие промежутки времени, ориентировка в сложной двигательной деятельности, выполнение разнообразных двигательных действий с мячом и без мяча.
В процессе занятий спортивными играми развиваются также все другие двигательные способности: скоростные, скоростно-силовые (рывки, прыжки с мячом и без мяча, броски и передачи мяча и т.п.), выносливость (длительное выполнение упражнений с мячом и без мяча с разной, часто высокой скоростью) и др., а также всевозможные сочетания двигательных способностей (силовая и скоростная выносливость, «взрывная сила», «координационная выносливость» и т.п.).
Программа по спортивным играм оказывает многостороннее влияние на развитие психических процессов занимающихся (восприятие, внимание, память, мышление, воображение и др.); на воспитание нравственных и волевых качеств, что создается главным образом необходимостью соблюдения правил и условий игровых упражнений и самой игры; на согласование индивидуальных, групповых и командных взаимодействий партнеров и соперников.
Особенно игровые упражнения содействуют воспитанию таких волевых качеств, как инициативность и самостоятельность, поскольку игроку приходится самостоятельно быстро и своевременно принимать решения и осуществлять двигательные качества. Игровые упражнения и формы занятий создают благоприятные условия для самостоятельного выполнения заданий с мячом.
Это позволяет подобрать для каждого индивидуальные упражнения по степени трудности. Актуальность:
Удовлетворить естественную потребность в двигательной активности, способствовать гармоничному развитию личности, нравственного, эстетического и физического воспитания.
Цель программы:
формирование физической культуры учащихся.
Задачи программы:
- ознакомить с основными правилами игры в баскетбол, волейбол, футбол, настольный теннис;
- обучить технике игры в защите и нападении;
- обучить тактическим приемам игры;
ведение до необходимого совершенства прикладных и спортивных умений и навыков, приобретение специальных знаний);
- оздоровительное (укрепление здоровья, гармоничное развитие форм и функций организма);
развивать координационные способности и силу воли.
Данная программа является модифицированной Спортивной направленности
Срок реализации 2 года
Возраст детей 15-18 лет
Формы занятий: теоретические, практические, участие в соревнованиях.
Режим занятий
Год обучения
Возраст детей
Продолжительность занятия
Кол-во занятий в неделю
Нагрузка в неделю Нагрузка в год 1 год 15–16 лет 3 раза в неделю по 1 часу
3 раза в неделю 3 часа 120 часов 2 год 17-18 лет 2 раза в неделю по 1 часу
1 раз в неделю 2 часа 3 раза в неделю 4 часа 160 часов
Ожидаемые результаты
Год обучения Ожидаемые результаты
1 –й год обучения
- знать правила игры в баскетбол, волейбол, футбол, настольный теннис;
- владеть индивидуальными навыками владения мячом;
- уметь выполнять броски по кольцу различными способами, выполнять различные виды подач……..
- участвовать в различных соревнованиях, товарищеских играх. 2- й год обучения
- уметь применять в игре тактические командные взаимодействия в нападении и защите;
- уметь судить лицейские соревнования.
- участия в лицейских соревнованиях, зональных соревнованиях, областных соревнованиях. формы подведения итогов:
Проверка умений и навыков проходит на каждой тренировке путем выполнения изученных элементов каждым учащимся.
При необходимость проводится индивидуальная отработка элементов.
Проверка уровня подготовленности учащихся проводиться в форме выполнения контрольных нормативов, участия в лицейских соревнованиях, зональных соревнованиях, областных соревнованиях.
Концептуальная основа программы
Обучение спортивным играм осуществляется в соответствии с общими методическими принципами:
- сознательности и активности;
- наглядности и систематичности;
- доступности и индивидуализации;
- прочности и прогрессирования.
Особенности игры определяют своеобразие реализации этих принципов в процессе обучения.
Построение процесса обучения в соответствии с принципами сознательности и активности требует такой организации занятий, которая бы побуждала учащихся действовать в игре творчески и самостоятельно.
Изучение приемов техники и тактики происходит вне игры, при разучивании различных упражнений.
Поэтому, объясняя новый прием, надо стремиться к тому, чтобы учащиеся четко представляли себе его назначение, место в игре и условия, в которых его целесообразно его применить.
Объясняя упражнение привлекать всевозможные наглядные пособия, фотографии, кинопрограммы, схемы, плакаты, таблицы и др.
В соответствии с принципом систематичности вначале осваиваются приемы без которых невозможен процесс игры, затем переходят к изучению различных групп приемов, устанавливая прямую связь между ними, так как в игре они применяются не изолированно по группам, а в различных сочетаниях.
Для реализации принципа систематичности необходимо соблюдать правила от простого к сложному, от легкого к трудному, от главного к второстепенному, от известного к неизвестному.
Учет индивидуальных особенностей учащихся должен быть всесторонним (физическое развитие, координационная способность и другие качества).
Во время игры учащиеся применяют те или иные приемы в условиях сопротивления, быстро меняющейся обстановки при жестком лимите времени.
Поэтому приобретенный навык должен быть не только прочным, но и гибким. Прочность навыка достигается регулярным и многократным повторением упражнений, прогрессирование его – последовательным усложнением условий выполнения с постепенным приближением к условиям игры.
Возрастные особенности.
Период от 13 до 17 лет характеризуется бурным развитием физических способностей ребят и является чрезвычайно благоприятным для целенаправленных занятий в большинстве видов спорта.
К 15-17 годам заканчивается развитие гибкости и координации, в незначительной степени продолжает развиваться скорость.
И в большей степени развиваются сила, скоростно-силовые качества и выносливость позволяют сделать следующие выводы: развитие физических качеств учащихся, не занимающихся спортом,
15-17 лет существенно отличаются друг от друга. Занятия физической культурой и спортом способствуют улучшению умственной работоспособности старших подростков в результате положительного влияния чередования характера деятельности, смены умственной и физической работы, а также применения физических нагрузок, которые, даже непродолжительные, оказывают позитивное влияние на протекание психических процессов.
Ограничение двигательной активности, наоборот, ведет к снижению умственной работоспособности. Занятия спортом способствуют формированию у старших подростков положительных эмоций.
Активная двигательная деятельность регулирует процессы возбуждения и торможения центральной нервной системы.
Учебно-тренировочные занятия, участие в спортивных соревнованиях, предъявляющих достаточно высокие требования к организму, могут снизить, а порой и вовсе нейтрализовать ранее возникшие негативные эмоциональные переживания.